ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел восьмой. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ГЛАВА 33. Гидрометрические мостики и переправы


33.2. Гидрометрические переправы

33.2.3. Люлечные переправы

        В состав люлечной переправы входят: ездовые канаты, натянутые через реку; береговые опоры, якоря, люлька, вспомогательные приспособления (рис. 4.14).


Рис. 4.14. Схема люлечной переправы.
1 - ездовой канат; 2 - береговая опора; 3 - якорь; 4 - люлька; 5 - талреп.


        Ездовых канатов может быть один или два. В первом случае люлечную переправу принято называть однотросовой, во втором - двухтросовой. У двухтросовых переправ канаты располагаются или в вертикальной плоскости (на некотором расстоянии друг над другом), или в горизонтальной плоскости, как у подвесного гидрометрического мостика.
        Береговые опоры, якоря и средства крепления канатов к якорям у люлечных переправ имеют такое же назначение и устройство, как у подвесных мостиков.
        Минимальная отметка нижней части люльки на переправе должна удовлетворять требованиям, изложенным в п. 4.1.1, к наинизшему положению пролетного строения гидрометрических мостиков.
        Гидрометрическая люлька предназначена для доставки с берега в заданную точку гидроствора гидрометрических приборов и людей и производства с нее соответствующих работ. Современная люлька представляет собой металлическую решетчатую конструкцию длиной 0,8-1,4 м, высотой 0,9 м и шириной около 1 м. Люлька имеет дощатый пол, скамейки, откидной столик, люк для опускания приборов, механическое оборудование (лебедки), иногда еще и легкий тент для защиты от солнца или непогоды. В верхней части люльки находятся ролики, посредством которых люлька подвешивается к ездовым канатам и может перемещаться (катиться) по ним (рис. 4.15).



Рис. 4.15. Металлическая люлька двухтросовои люлечной переправы.

        Люлька приводится в движение вручную или посредством установленной на ней тяговой лебедки. В первом случае находящийся в люльке гидрометнаблюдатель, держа в руке специальный захват, берется им за ездовой канат и подтягивает люльку в нужном направлении (при выполнении этой операции браться за канат непосредственно рукой категорически запрещается во избежание травмирования пальцев при попадании их под ролики). Во втором случае наблюдатель передвигает люльку, вращая ручку тяговой лебедки, барабан которой охвачен скользящей петлей тягового каната. Этот канат на берегах перекинут через имеющиеся на опорах ролики и к его концам подвешены грузы, натягивающие канат.
        Среди вспомогательного оборудования люлечной переправы, кроме разметочного и тягового канатов, может быть еще оттяжечный канат. Его необходимость вызывается следующими обстоятельствами. При опускании гидрометрических приборов из люльки в поток со скоростями течения более 2,0-2,5 м/с горизонтальные гидродинамические силы, действуя на штангу или трос, на которых закреплены приборы, отклоняют их на значительное расстояние от гидроствора, затрудняя работу и внося дополнительные погрешности в результаты измерений. Оттяжечный канат позволяет избежать таких отклонений. Его натягивают через реку на расстоянии около 15 м вверх от гидроствора, примерно на уровне ездовых канатов. На оттяжечный канат одевают каретку, состоящую из обоймы и двух роликов. Одним из них каретка удерживается за оттяжечный канат, а через второй ролик перекидывается тросик-поводок диаметром около 3 мм. Один конец его закрепляется на установленной в люльке маленькой лебедке (вьюшке), а другой конец крепится к нижнему поясу верхнего (по течению) борта люльки или к штанге. Компенсация отклонения течением гидрометрического прибора или люльки осуществляется соответствующей степенью натяжения тросика-поводка путем его наматывания на барабан вьюшки (рис. 4.16).


Рис. 4.16. Принципиальная схема оттяжечного устройства.
1 - лебедка (вьюшка); 2 - поводок; 3 - каретка; 4 -оттяжечный канат; 5 - гидрометрическая вертушка; 6 - штанга.

        Конфигурация берега в районе опор иногда может не позволять садиться и выходить из люльки непосредственно с поверхности земли. Тогда на опоре делают специальную посадочную площадку, а к ней лестницу, что также относится к вспомогательному оборудованию переправы.
        Важным показателем люлечной переправы являются устойчивость люльки и легкость ее передвижения. Наименее устойчивы люльки однотросовых переправ. К тому же такие переправы обладают меньшими гарантиями безопасности, поэтому от их строительства следует воздержаться. Лучше всего себя зарекомендовали двухтросовые люлечные переправы с ездовыми канатами, расположенными в горизонтальной плоскости. Расстояние между этими канатами назначают в диапазоне 0,8-1,4 м. Чем оно больше, тем устойчивее люлька.
        Канаты люлечных переправ натягивают с меньшей стрелой провеса f, чем у подвесных мостиков, т. е. "туже". Здесь f принимают от 1/70 до 1/100 пролета, что облегчает передвижение люльки в направлении от центра переправы к опорам, где канаты поднимаются вверх и люльку приходится двигать как бы в гору.
        Люлечные гидрометрические переправы имеют пролеты от нескольких десятков до 200 м и более. Они безопаснее в работе, чем лодочные и паромные переправы, хотя и несколько дороже их. В то же время люлечные переправы значительно легче и дешевле подвесных мостиков. Поэтому они получили преимущественное распространение в горных условиях, где лимитирующими факторами строительства часто выступают вес строительных материалов и трудности их доставки на гидроствор. Все же нужно иметь в виду, что для работы люлька гораздо менее удобна, чем мостик.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ