ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел восьмой. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ГЛАВА 33. Гидрометрические мостики и переправы


33.2. Гидрометрические переправы

33.2.2. Паромные переправы

        Паромная гидрометрическая переправа имеет те же составные части, что и лодочная, но выполненные на другой конструктивной основе. Прежде всего эти переправы различаются плавсредствами. Паром делают в виде плашкоута (понтона) или катамарана. Плашкоут представляет собой обладающую плавучестью деревянную или металлическую оболочку, по форме близкую к параллелепипеду, обязательно с горизонтальной верхней плоскостью, выполняющей роль палубы. Размеры палубы в плане составляют 3х5 м и более. Для большей непотопляемости у плашкоута внутри должны быть водонепроницаемые перегородки.
        Катамаран - это две расположенные рядом друг с другом лодки (или металлические поплавки), накрытые сверху общим настилом-палубой (рис. 4.12). Лодки могут быть поставлены как вплотную (борт к борту), так и на некотором расстоянии. Тогда в палубе делают люк, через который во время работы опускают гидрометрические приборы.


Рис 4.12. План парома-катамарана на нормальной удерживающей системе.


        Удерживающая система парома может располагаться поперек водного потока, т. е. в гидростворе, такую систему будем называть нормальной; а может располагаться и вдоль потока, ее мы будем называть продольной.
        Нормальная удерживающая система бывает низкой и высокой. В первом случае она ничем не отличается от таковой, на лодочных гидрометрических переправах. Здесь паром, так же как и лодка, перемещается по ездовому канату посредством усилий, прикладываемых обслуживающим персоналом непосредственно к канату, т. е. гидрометр, стоя на палубе, подтягивается за канат руками. Очевидно, что такая система пригодна только на несудоходных реках, где канат не является помехой движению судов.
        На судоходных реках применяют высокую удерживающую систему. Ее особенность состоит в том, что ездовой канат посредством опор поднимают на высоту, при которой положение наинизшей точки каната над водной поверхностью обеспечивает соблюдение минимального судоходного габарита, установленного для данного участка реки. Натянутый таким образом канат оказывается достаточно далеко от парома, что требует иных, чем рассмотренные выше, способов крепления парома к канату и передвижения плавсредства по гидроствору. Здесь используется принцип так называемого "парома-самолета", суть которого заключается в следующем.
        На ездовой канат надевают каретку с роликом. От нее к парому идет стальной канат-поводок, раздваивающийся перед паромом на две ветви, концы которых наматываются на барабаны двух лебедок, установленных по бортам парома ближе к его носовой части. Посредством этих лебедок, одной из которых подтягивают, а другой отпускают соответствующие ветви поводка, паром разворачивают несколько боком к течению, в результате чего образуется поперечная составляющая гидродинамического давления потока на плавсредство, которая и двигает паром по гидроствору. Для управления паромом используют и руль, устанавливаемый в кормовой части парома.
        Продольная удерживающая система наиболее целесообразна на широких судоходных реках с низкими пологими берегами. Эта система не требует перетяжки ездового каната через реку, а плавсредство движется здесь по изложенному выше принципу парома-самолета. Рассматриваемая система устроена так (рис. 4.13). Ездовой канат одним концом закрепляется на якоре примерно посередине реки. На другом конце каната паром, который имеет возможность перемещаться в зоне гидроствора по траектории в виде дуги окружности значительного радиуса с центром в месте установки якоря. Для того чтобы ездовой канат не цеплялся за различные неровности на дне реки, его поддерживают над водной поверхностью несколькими поплавками-опорами, например, из металлических бочек. Количество таких поплавков зависит от веса каната, т. е. в конечном счете от его длины и диаметра. Рис. 4.13. Схема установки парома-самолета с продольной удерживающей системой. Гидрометрические паромные переправы, оснащенные паромами-самолетами, могут устраиваться в гидростворах, достигающих ширины нескольких сот метров.


Рис. 4.13. Схема установки парома-самолета с продольной удерживающей системой.

Гидрометрические паромные переправы, оснащенные паромами-самолетами, могут устраиваться в гидростворах, достигающих ширины нескольких сот метров.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ