ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел восьмой. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ГЛАВА 33. Гидрометрические мостики и переправы


33.2. Гидрометрические переправы

33.2.1. Виды гидрометрических переправ

        К гидрометрическим переправам относятся люлечная, паромная и лодочные переправы. Они служат для выполнения с них гидрометрических работ и осуществления служебной связи между берегами гидроствора. В отличие от гидрометрических мостиков переправы не должны использоваться для удовлетворения бытовых потребностей населения, так как при эксплуатации переправ необходимо соблюдение ряда строгих правил, а их нарушение несведущими людьми может привести к тяжелым последствиям. Выполнению указанного требования способствует то обстоятельство, что переправы технически более просто, чем мостики защитить от несанкционированного использования посредством различных запорных устройств. Простейшими из гидрометрических переправ являются лодочные.
        Лодочная переправа состоит из удерживающей системы, плавсредства (лодки) и вспомогательных устройств. Главным элементом удерживающей системы является ездовой канат, натянутый через гидроствор. На одном из берегов канат закрепляется на якоре, а для того чтобы он не касался водной поверхности, иногда еще и приподнимается с помощью невысокой опоры так, как это делается в подвесных гидрометрических мостиках. На другом берегу конец каната наматывается на барабан лебедки, которая сама закрепляется за якорь. Необходимость лебедки в этой системе вызвана тем, что канат на всех фазах гидрологического режима должен находиться как можно ближе к уровню воды, положение которого, естественно, не постоянно, поэтому и приходится с помощью лебедки подтягивать или опускать канат.
        Плавсредством служит гребная или моторная лодка того типа, который разрешен для использования в гидрометрических работах ведомства, владеющего данной лодочной переправой. В передней части лодки на ее бортах сделаны две проушины (петли.), через которые пропущен ездовой канат, т. е. лодка постоянно зацеплена за него и таким образом удерживается в гидростворе. В нужную точку реки гидрометр выводит лодку, сидя в ней и подтягиваясь руками за канат, скользящий в проушинах.
        Вспомогательными устройствами являются разметочный трос и причал. Разметочный трос натягивают выше (по течению) ездового каната лодочной переправы, используя для его закрепления те же якоря и опоры. В местах скоростных и промерных вертикалей в трос вплетены кусочки провода с изоляцией различного цвета, ориентируясь на которые гидрометр устанавливает лодку для производства соответствующих работ.
        Причал предназначен для удобства посадки и высадки из лодки. Его делают из дерева или бетона. Деревянный причал выполняют в виде мостков на сваях, а бетонный в виде монолитного блока. Местоположение причала выбирают в зависимости от формы поперечного профиля гидроствора и гидрологического режима реки. Иногда устраивают два причала: паводочный и меженный. Часто причал делают "лесенкой", что позволяет эксплуатировать его при значительных колебаниях уровня воды. В бетонный причал во время его строительства заделываются выступающие наружу стальные скобы, к которым цепью крепится находящаяся на стоянке лодка. В деревянном причале цепь может крепиться непосредственно вокруг свай, однако и здесь удобнее иметь забитые в них скобы.
        Лодочные гидрометрические переправы устраиваются на несудоходных равнинных реках шириной до 50 м. На реках большей" ширины предпочтение следует отдавать паромным переправам, как более надежным и удобным в работе.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ