ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел восьмой. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ГЛАВА 33. Гидрометрические мостики и переправы


33.1. Гидрометрические мостики

33.1.3. Мостики с подвесным пролетным строением (подвесные или висячие мостики)

        Основу пролетного строения таких мостиков составляют два стальных каната, натянутых через реку параллельно гидроствору. Расстояние между канатами в плане равно выбранной ширине мостика. В целях установки пролетного строения на необходимой высоте канаты перебрасываются через имеющиеся на обоих берегах опоры. Концы канатов закрепляются в специальных, находящихся в земле устройствах, называемых якорями (или анкерами). Кроме канатов в состав пролетного строения рассматриваемых мостиков входят подвески, поперечины и настил.
        Подвески делают из толстой стальной проволоки диаметром 8-12 мм или гибкими из тросика диаметром 3-5 мм. Верхними концами подвески крепятся к несущим канатам на расстоянии 1- 2 м друг от друга. Количество и местоположение подвесок на обоих канатах одинаковое. Каждые две подвески, расположенные друг против друга на соседних канатах, образуют пару, к нижним концам которой прикрепляется поперечина. По поперечинам прокладывается настил. Конструкции поперечин и настила у подвесных мостиков и мостиков с жестким пролетным строением, в принципе, одинаковые.
        Якоря удерживают всю висячую конструкцию. Выдергивающим усилиям со стороны канатов они сопротивляются, используя в основном отпор со стороны грунта, в который они зарываются, а также благодаря своему весу и весу находящейся на них земли. На каждом берегу устраивается по одному якорю и к нему крепятся оба каната подвесного мостика. Якоря бывают бетонные и деревянные.
        Первые имеют форму параллелепипедов с размерами и глубиной погружения в землю, определяемыми при расчете их устойчивости (рис. 4.4). Из якоря выходят на поверхность земли два стальных тяжа, имеющие на концах петли (или отверстия), в которые запасовываются несущие канаты моста. Пройдя сквозь тяжи, концы канатов загибаются обратно (в сторону моста) и скрепляются каждый со своим канатом с помощью сжимов (см. рис. 4.11 а), образуя петли. Чтобы в местах соединения тяжа и каната перегиб каната не был очень резким и не привел бы к перелому образующих его проволок, под канат подкладывают специальные закругляющие элементы, называемые коушами (см. рис. 4.11 в). Размеры коушей и сжимов, а также количество сжимов, устанавливаемых на одно соединение, зависят от диаметра каната и определяются по специальным таблицам.



Рис. 4.4. Бетонный якорь.
1 - якорь; 2 - стальные тяги; с - расстояние между несущими канатами мостика.

        Деревянный якорь представляет собой пакет из 3-4 бревен ("мертвяков"), соединенных между собой проволочными скрутками (рис. 4.5). На этот пакет одеваются нижние петли тяжей из круглой стали и якорь закапывается на глубину 2,5-3,0 м. Для увеличения сопротивления сдвигу и выдергиванию якорь прикрывают сверху и сбоку со стороны моста щитами из тонких бревен.


Рис. 4.5. Пример конструкции деревянного якоря.

        Если гидроствор, в котором устанавливается мостик, имеет крутые скальные берега (или хотя бы один такой берег), то якоря в них делаются бетонными с использованием стальных закладных частей (рис. 4.6). В указанных условиях пролетное строение мостика подвешивается непосредственно к якорям, т. е. отпадает необходимость в сооружении опор (рис. 4.7).


Рис. 4.6. Якорное устройство из бетона в скале.


Рис. 4.7. Общий вид подвесного мостика в гидростворе с одним скальным берегом.

        Опоры подвесных мостиков делают деревянными (рис. 4.8) и металлическими из фасонного стального проката, труб, рельсов (рис. 4.9). Основными составными элементами опор являются вертикальные стойки и наклонные подкосы. В верхней части каждой опоры в обязательном порядке устанавливаются два уравнитель ных ролика, через которые перекидываются несущие канаты. Высота опор зависит от значения той отметки, на которой должен располагаться низ пролетного строения моста. В гидростворах с разновысокими берегами опоры мостиков могут быть разной высоты и иметь как одинаковые, так и различные отметки роликов на разных берегах реки. Но горизонтальное положение настила даже в последнем случае должно сохраняться (рис. 4.10).


Рис. 4.8. Опора подвесного мостика из бревен.


Рис. 4.9. Сварная металлическая опора из швеллеров.


Рис. 4.10. Схема подвесного мостика с разновысокими опорами.

        Важной характеристикой мостика является стрела провеса f - наибольшее расстояние от линии, соединяющей опоры, до несущего каната (см. рис. 4.3). С уменьшением f возрастает устойчивость мостика (меньше раскачивается), уменьшается высота опор, но одновременно увеличивается усилие в канате, что требует применения канатов большего диаметра. Для гидрометрических мостиков f обычно назначается в диапазоне 1/25-1/30 пролета мостика.
        Регулируется стрела провеса на мостике с помощью винтовых стяжных устройств, называемых талрепами (рис. 4.11). Талреп устанавливается между тягой якоря и несущим канатом. На мостиках пролетом до 50 м ограничиваются талрепами только на одном берегу; при больших пролетах талрепы требуются с каждой стороны моста, т. е. их ставят 4 шт.



Рис. 4.11. Устройства для крепления и натяжения канатов.
Сжим, талреп, коуш.

        Для придания мостику большей устойчивости от раскачивания его ветром в конструкцию сооружения могут быть введены ветровые растяжки из троса диаметром около 6 мм. В средней части пролетного строения эти тросы идут под поперечинами и параллельно несущим канатам. На расстоянии, приблизительно равном 1/3 пролета от опор, они отведены в стороны от мостика под углом около 30° к его продольной оси, натянуты и закреплены концами за береговые сваи.
        Другой способ увеличения жесткости подвесного моста заключается в применении в его конструкции балочных прогонов, которые крепятся на нижних концах подвесок параллельно несущим канатам, а затем на них укладываются поперечины и настил, как в обычном балочном мостике.
        Для безопасного использования мостика он должен иметь перила. Там, где несущие канаты проходят на расстоянии около 1 м ют настила, они одновременно выполняют и роль перил. Ближе к опорам эти канаты поднимаются иногда выше человеческого роста и здесь уже требуется специальное ограждение. В простейшем случае оно может быть выполнено из тонкого тросика, натянутого между подвесками на высоте 0,9-1,1 м параллельно пастилу. Делают и деревянные поручни, стойками для которых также служат подвески.
        Подвесные гидрометрические мостики рекомендуется применять для перекрытия пролетов до 100-120 м. Минимальный пролет может быть любым. Однако следует иметь в виду, что всюду, где есть возможность построить мостик с жестким пролетным строением, ему следует отдавать предпочтение перед подвесным, как более удобному и безопасному в эксплуатации.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ