|
Раздел восьмой. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
ГЛАВА 33. Гидрометрические мостики и переправы
|
|
|
33.1. Гидрометрические мостики
33.1.3. Мостики с подвесным пролетным строением (подвесные или висячие мостики) |
|
|
Основу пролетного строения таких мостиков составляют два стальных каната, натянутых через реку параллельно гидроствору. Расстояние между канатами в плане равно выбранной ширине мостика. В целях установки пролетного строения на необходимой высоте канаты перебрасываются через имеющиеся на обоих берегах опоры. Концы канатов закрепляются в специальных, находящихся в земле устройствах, называемых якорями (или анкерами).
Кроме канатов в состав пролетного строения рассматриваемых мостиков входят подвески, поперечины и настил.
Подвески делают из толстой стальной проволоки диаметром 8-12 мм или гибкими из тросика диаметром 3-5 мм. Верхними концами подвески крепятся к несущим канатам на расстоянии 1- 2 м друг от друга. Количество и местоположение подвесок на обоих канатах одинаковое. Каждые две подвески, расположенные друг против друга на соседних канатах, образуют пару, к нижним концам которой прикрепляется поперечина. По поперечинам прокладывается настил.
Конструкции поперечин и настила у подвесных мостиков и мостиков с жестким пролетным строением, в принципе, одинаковые.
Якоря удерживают всю висячую конструкцию. Выдергивающим усилиям со стороны канатов они сопротивляются, используя в основном отпор со стороны грунта, в который они зарываются, а также благодаря своему весу и весу находящейся на них земли. На каждом берегу устраивается по одному якорю и к нему крепятся оба каната подвесного мостика. Якоря бывают бетонные и деревянные.
Первые имеют форму параллелепипедов с размерами и глубиной погружения в землю, определяемыми при расчете их устойчивости (рис. 4.4). Из якоря выходят на поверхность земли два стальных тяжа, имеющие на концах петли (или отверстия), в которые запасовываются несущие канаты моста. Пройдя сквозь тяжи, концы канатов загибаются обратно (в сторону моста) и скрепляются каждый со своим канатом с помощью сжимов (см. рис. 4.11 а), образуя петли. Чтобы в местах соединения тяжа и каната перегиб каната не был очень резким и не привел бы к перелому образующих его проволок, под канат подкладывают специальные закругляющие элементы, называемые коушами (см. рис. 4.11 в). Размеры коушей и сжимов, а также количество сжимов, устанавливаемых на одно соединение, зависят от диаметра каната и определяются по специальным таблицам.
|
Рис. 4.4. Бетонный якорь.
1 - якорь; 2 - стальные тяги; с - расстояние между несущими канатами мостика.
|
Деревянный якорь представляет
собой пакет из 3-4 бревен ("мертвяков"), соединенных между собой
проволочными скрутками (рис. 4.5). На этот пакет одеваются нижние
петли тяжей из круглой стали и якорь закапывается на глубину 2,5-3,0
м. Для увеличения сопротивления сдвигу и выдергиванию якорь прикрывают
сверху и сбоку со стороны моста щитами из тонких бревен.
|
Рис. 4.5. Пример конструкции деревянного якоря.
|
Если гидроствор, в
котором устанавливается мостик, имеет крутые скальные берега (или
хотя бы один такой берег), то якоря в них делаются бетонными с использованием
стальных закладных частей (рис. 4.6). В указанных условиях пролетное
строение мостика подвешивается непосредственно к якорям, т. е. отпадает
необходимость в сооружении опор (рис. 4.7).
|
Рис. 4.6. Якорное устройство из бетона в скале.
|
|
Рис. 4.7. Общий вид подвесного мостика в гидростворе с одним скальным берегом.
|
Опоры подвесных мостиков
делают деревянными (рис. 4.8) и металлическими из фасонного стального
проката, труб, рельсов (рис. 4.9). Основными составными элементами
опор являются вертикальные стойки и наклонные подкосы. В верхней
части каждой опоры в обязательном порядке устанавливаются два уравнитель
ных ролика, через которые перекидываются несущие канаты. Высота
опор зависит от значения той отметки, на которой должен располагаться
низ пролетного строения моста. В гидростворах с разновысокими берегами
опоры мостиков могут быть разной высоты и иметь как одинаковые,
так и различные отметки роликов на разных берегах реки. Но горизонтальное
положение настила даже в последнем случае должно сохраняться (рис.
4.10).
|
Рис. 4.8. Опора подвесного мостика из бревен.
|
|
Рис. 4.9. Сварная металлическая опора из швеллеров.
|
|
Рис. 4.10. Схема подвесного мостика с разновысокими опорами.
|
Важной характеристикой
мостика является стрела провеса f - наибольшее расстояние от линии,
соединяющей опоры, до несущего каната (см. рис. 4.3). С уменьшением
f возрастает устойчивость мостика (меньше раскачивается), уменьшается
высота опор, но одновременно увеличивается усилие в канате, что
требует применения канатов большего диаметра. Для гидрометрических
мостиков f обычно назначается в диапазоне 1/25-1/30 пролета мостика.
Регулируется стрела провеса
на мостике с помощью винтовых стяжных устройств, называемых талрепами
(рис. 4.11). Талреп устанавливается между тягой якоря и несущим
канатом. На мостиках пролетом до 50 м ограничиваются талрепами только
на одном берегу; при больших пролетах талрепы требуются с каждой
стороны моста, т. е. их ставят 4 шт.
|
Рис. 4.11. Устройства для крепления и натяжения канатов.
Сжим, талреп, коуш.
|
Для придания мостику
большей устойчивости от раскачивания его ветром в конструкцию сооружения
могут быть введены ветровые растяжки из троса диаметром около 6
мм. В средней части пролетного строения эти тросы идут под поперечинами
и параллельно несущим канатам. На расстоянии, приблизительно равном
1/3 пролета от опор, они отведены в стороны от мостика под углом
около 30° к его продольной оси, натянуты и закреплены концами за
береговые сваи.
Другой способ увеличения
жесткости подвесного моста заключается в применении в его конструкции
балочных прогонов, которые крепятся на нижних концах подвесок параллельно
несущим канатам, а затем на них укладываются поперечины и настил,
как в обычном балочном мостике.
Для безопасного использования
мостика он должен иметь перила. Там, где несущие канаты проходят
на расстоянии около 1 м ют настила, они одновременно выполняют и
роль перил. Ближе к опорам эти канаты поднимаются иногда выше человеческого
роста и здесь уже требуется специальное ограждение. В простейшем
случае оно может быть выполнено из тонкого тросика, натянутого между
подвесками на высоте 0,9-1,1 м параллельно пастилу. Делают и деревянные
поручни, стойками для которых также служат подвески.
Подвесные гидрометрические
мостики рекомендуется применять для перекрытия пролетов до 100-120
м. Минимальный пролет может быть любым. Однако следует иметь в виду,
что всюду, где есть возможность построить мостик с жестким пролетным
строением, ему следует отдавать предпочтение перед подвесным, как
более удобному и безопасному в эксплуатации.
|
|
|