ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел восьмой. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ГЛАВА 33. Гидрометрические мостики и переправы


33.1. Гидрометрические мостики

33.1.2. Мостики с жестким пролетным строением (жесткие мостики)

        Основу такого пролетного строения составляют прогоны, которые являются главными несущими элементами мостика. Известны различные конструкции прогонов, но для гидрометрических мостиков чаще всего применяют балочные прогоны и решетчатые прогоны, называемые также фермами.
        Балочный однопролетный гидрометрический мостик (рис. 4.1) состоит из двух прогонов, настила, поперечин, перил и опор.


Рис. 4.1. Однопролетный деревянный балочный мостик.

Прогоны делают из деревянных или металлических балок. Первые применяются для перекрытия пролетов не более 6-8 м, вторые не более 10-12 м.
        Настил обычно делают из досок толщиной 4-5 см, однако на мостиках с металлическими прогонами настил может быть сделан из железобетонных плит или рифленного металлического листа. Доски настила укладывают не вплотную друг к другу, а с зазором 2,5-3 см для исключения их выпучивания при возможном разбухании от атмосферной влаги. Вдоль настила по краям прикрепляют оградительные бруски, защищающие пешеходов от случайного соскальзывания. Эти же бруски удобно использовать для разметки на них промерных и скоростных вертикалей. Поперечины увеличивают жесткость настила и передают от него нагрузку прогонам. К поперечинам крепятся стойки и подкосы перил. Изготавливают поперечины, как правило, из дерева. однако на мостах с металлическими прогонами они также могут быть металлическими (из мелкого стального фасонного проката: уголков, швеллеров).
        Перила являются обязательным элементом гидрометрического мостика независимо от размеров его пролета. На небольших мостиках и неглубоких реках перила могут быть односторонними. Перила делаются из дерева, но могут быть и исключения, такие же, как для поперечин. Состоят перила из стоек, подкосов и поручней. Высота перил обычно принимается в пределах 0,9-1,1 м.
        Опоры мостика устраивают деревянными или бетонными, при этом первые чаще всего делают свайными, рамными или лежневыми.
        Свайная опора состоит из двух свай (диаметром 18-20 см), забитых в грунт на расстоянии между их осями равным расстоянию между продольными осями прогонов. Поверху сваи соединяются бревном или брусом, называемым насадкой, и на нее уже укладываются прогоны (см. рис. 4.1).
        Рамная опора устанавливается в предварительно отрытый котлован, который затем снова засыпается. Сама опора представляет собой две стойки, снизу опирающиеся на бревно-лежень, сверху связанные насадкой, а по высоте - крестообразными схватками из толстых досок или пластин.
        Лежневая опора представляет собой бревно (лежень) длиной 1,2-1,5 м, уложенное на берегу между четырьмя свайками, забитыми в грунт на глубину около 1 м и предохраняющими лежень от различных перемещений.
        Бетонная опора представляет собой плиту толщиной 20-30 см. Размеры ее в плане определяются шириной мостика и конфигурацией берегового откоса. Изготавливается она обычно на месте, при этом следует не забывать закладывать в нее металлические болты, штыри или скобы, к которым будут крепиться прогоны. Не исключено использование в качестве опор и различных готовых железобетонных плит, изготавливаемых на специализированных предприятиях.
        Выбор типа опоры зависит от наличия строительного материала, а также от местных условий, в частности от характера почвогрунтов, которые могут допускать, а могут и не допускать забивку свай на нужную глубину. В целях сокращения пролета мостика его береговые опоры не следует удалять от уреза максимального расчетного уровня воды более чем 1-2 м.
        Решетчатый мостик имеет два прогона из плоских металлических ферм с той или иной геометрической схемой их решетки. На уровне нижних поясов фермы связаны между собой поперечинами по которым, как и в балочном мостике, проложен настил. Жесткость мостика усилена системой раскосов и подкосов. Обратим внимание, что в рассматриваемых мостиках фермы являются не только несущими элементами-прогонами, но и выполняют роль перил (рис. 4.2).



Рис. 4.2. Мостик с прогонами из ферм.

Решетчатые мостики представляют собой прочные и достаточно легкие сооружения, поэтому могут быть использованы для перекрытия пролетов значительно больших, чем те, которые перекрываются балочными мостиками. В настоящее время однопролетные решетчатые гидрометрические мостики рекомендуется делать длиной до 24 м. Опоры рассматриваемых мостиков устраивают из бетона или железобетона в виде плит или блоков.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ