ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел восьмой. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ГЛАВА 33. Гидрометрические мостики и переправы


33.1. Гидрометрические мостики

33.1.1. Назначение мостиков и их конструктивные особенности

        Мостики относятся к вспомогательным сооружениям. Они строятся в гидрометрических створах для выполнения с них различных гидрометрических работ и обеспечения пешеходной связи между берегами. В этом своем последнем назначении мостики используются не только гидрометрами, но и населением, что предъявляет к их конструкции особые требования. А именно: мостики должны выдерживать нагрузки, возникающие от бытовых факторов (групп людей и даже от домашних животных), т. е. должны иметь значительный запас прочности, чего не потребовалось бы, если бы мостики служили только гидрометрическим целям. В этих условиях для уменьшения бытовых нагрузок и облегчения, а значит и удешевления гидрометрических мостиков их строят возможно более узкими, шириной 0,8-1,4 м, которой вполне достаточно для выполнения гидрометрических работ.
        В конструкции мостиков принято выделять две крупные составные части: пролетное строение и опоры.
        Пролетное строение, соединяя берега водного объекта, обеспечивает выполнение мостиком своих функций. Оно непосредственно воспринимает приходящиеся на мостик нагрузки. В зависимости от конструкции пролетного строения все мостики делят на две большие группы: мостики с жестким пролетным строением и мостики подвесные.
        Опоры удерживают пролетное строение, воспринимают от него нагрузку и передают ее грунтам основания. В зависимости от расположения по отношению к водному потоку опоры бывают береговыми (береговые устои) и русловыми или промежуточными (если они из бетона, то их еще называют быками). Расстояние между осями двух соседних опор называется пролетом. Мостик, имеющий только две опоры, является однопролетным. Если опор больше, то мостик может быть двух, трех и вообще многопролетным. Конструкция опор в первую очередь зависит от особенностей пролетного строения (жесткое или подвесное). Однако любые опоры должны обеспечивать превышение нижней части пролетного строения моста над максимальным расчетным уровнем воды в створе сооружения не менее чем на 0,5-1,0 м. В зависимости от особенностей режима водотока, например, наличия в паводок вырванных со своего места деревьев и плывущих по воде с выступающими из нее ветками и корнями, указанный размер соответственно увеличивается. Необходимо выполнение и еще одного требования, а именно: форсированный уровень воды (см. п. 7.2) не должен достигать низа пролетного строения моста.
        Гидрометрическая практика отдает предпочтение однопролетным мостикам, так как многопролетные хотя и могут быть использованы для перекрытия значительно более широких гидростворов, но обладают рядом недостатков:
  • на глубоких реках русловые опоры получаются сложными и дорогостоящими, поэтому экономически целесообразно многопролетные мостики использовать только на поймах;
  • промежуточные опоры должны противостоять действию льда и других предметов, которые могут плыть по воде;
  • промежуточные опоры искажают течение и затрудняют производство гидрометрических работ.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ