ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел четвертый. ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ

ГЛАВА 22. Лесосплав


22.1. Условия и виды водного транспорта леса

        Лесосплав представляет собой способ транспортирования круглого (не пиленного) леса по воде, использующий естественно свойство древесины (ее плавучесть) и движущую силу поток воды. Широкому распространению лесосплава в СССР способствовало то обстоятельство, что основные лесозаготовки производятся в северных и восточных районах страны, богатых реками, вследствие чего транспорт леса по воде используют, начиная с мест вырубки и кончая доставкой его в отдаленные районы.
        Водный транспорт леса тесно связан с речным флотом; в общем его грузообороте лесные грузы занимают 30 %, а в Северо-Двинском, Обь-Иртышском, Ангаро-Енисейском и Волжско-Кам-ском речных бассейнах-80%. Транспортировка леса по воде примерно в 8-10 раз дешевле, чем по железной дороге, что обусловлено меньшими затратами на устройство и содержание водного ПУТИ и значительно меньшими вложениями в эксплуатацию удельных (в расчете на 1 м3 перевозимой древесины) тяговыхсредств.
        Различают первоначальный и транзитный, или магистральный, лесосплав.
        Первоначальным называется сплав, проводимый из глубины лесных массивов к магистральным путям-водным или железнодорожным. Путями первоначального сплава могут быть мелкие реки, лесосплавные лотки и каналы. Продолжительность нахождения в пути древесины, сплавляемой по этим путям, составляет 5-40 дней. В пунктах примыкания путей первоначального сплава к транзитным оборудуются лесные рейды, на которых происходит подготовка древесины к дальнейшему перемещению по воде или по суше. Магистральным называется сплав по крупным рекам. Протяженность магистральных сплавных путей достигает тысяч километров.
        В лесосплавной практике СССР существуют следующие основные способы сплава леса: молевой, котельный, плотовый и перевозка леса на судах.
        При молевом сплаве древесина сплавляется по реке отдельными бревнами - россыпью. Это характерная особенность первоначального сплава и на транзитном (магистральном) сплаве этот способ не применяется. Каким же способом попадает древесина на молевой.сплав?
        Лес, разработанный в лесосеках, подвозят сухопутным транспортом (автомашинами, узкоколейными железными дорогами, трелевочными тракторами) к сплавным складам, расположенным на мелких водотоках. На складах лес подготавливают к сплаву (очищают от остатков веток и пилят па бревна определенной длины) и укладывают штабелями на берегу реки. После прохода весеннего паводка эти штабеля сбрасывают в реку. Основные недостатки молевого сплава:
  • утоп древесины, особенно лиственных пород;
  • потери древесины на берегах и на отмелях;
  • засорение реки топляками, что препятствует дальнейшему проведению сплава, кроме того нарушает нормальные условия жизни ихтио-фауны, вплоть до полной гибели ее наиболее ценных представителей;
  • ограничение только несудоходными реками;
  • неэкономное использование воды в связи с невозможностью сплава на паводке, так как при снижении горизонта воды лес оседает на берегах и увеличиваются его потери.
В настоящее время на многих реках, где водятся ценные породы рыб, молевой сплав запрещен а скопившийся в русле топляк подлежит полному удалению.
        При необходимости сплава леса через относительно небольшие озера, где течения незначительны, молевой сплав оказывается невозможен, поэтому транспорт леса через такие водоемы производят в буксируемых кошелях (рис. 22.1).


Рис. 22.1. Кошели.
       
Кошель представляет собой раму, называемую сплетником, или обноской, составленную 1 из бревен, связанных между собой в цепочку канатами, тросами или цепями: внутри кошеля в один ряд свободно плавают бревна. Так как сопротивление кошеля движению очень велико, то для его проводки часто применяют специальный прием, называемый перетяжкой, или варпованием. Варповальный буксир отходит о кошеля в направлении движения, травя тяговый трос, становится на якорь и подтягивает к себе кошель, наматывая тяговый трос на барабан лебедки (рис. 22.2).


Рис. 22.2. Способы перемещения кошеля.
а - к катеру, установленному на якоре; б - к якорю; 1 - варповальный катер; 2 - кошель; 3 - стальной канат; 4 - якорь.

        В пункте, где расположен лесной рейд, сплавляемую древесину задерживают запанью (рис. 22.3), перед которой образуется моле хранилище, или пыж. Ширина пыжа равна ширине реки, а длина его может достигать нескольких километров.


Рис. 22.3. Схема лесного рейда.
1 - сортировочный рейд; 2 - сплоточная машина; 3 - судно; 4 - причал; 5 - склад.

        Несущей частью запани является так называемый лежень, состоящий из двух рядов стальных тросов - верхнего и нижнего (рис. 22.4).


Рис. 22.4. Запань.
1 - плитки из бревен; 2 - верхний лежень-трос; 3 - нижний лежень-трос; 4 - стропы.

Тросы связывают между собой стальными стропами или деревянными спицами и поддерживают на воде поплавками виде плиток или сплоток из нескольких рядов бревен. В средней части запани пропускают одну или две плитки, вследствие чего здесь образуется свободный участок - ворота, через которые разбирают пыж по бревнам и направляют их на лесосортировочный рейд. Такой рейд представляет собой специально оборудованную акваторию, на которой производят сортировку, сплотку и частично выгрузку леса. Сортировочный рейд оборудован системой установленных на якорях плавучих бревенчатых бон, образуют пешеходные дорожки (см. рис. 22.3). Главный коридор рейда начинается непосредственно от ворот запани. К нему примыкают под углом боковые коридорчики и дворики. Рабочие, стоя на бонах, баграми направляют бревна из пыжа в ворота запани и далеe сортируют, направляя в соответствующий дворик. Из главного сортировочного коридора и двориков лес направляют на сплоточные машины, где лес вяжут в сплоточные единицы. Сплоточные единицы счаливают тросами или цепями, собирая в плоты.
        Существуют два основных вида сплоточных единиц - пучки и плитки, или кошмы (рис. 22.5). Пучок представляет собой связку бревен, образующих в поперечном сечении овальное тело. Прочб вязки пучков на сплоточных машинах полностью механизирован это является их большим преимуществом перед кошмами Кошма-квадратная в плане клетка из бревен, уложенных в двух взаимно перпендикулярных направлениях в два-четыре ряда.


Рис. 22.5. Сплоточные единицы.
а - пучок; б - плитка; 1 - обвязка; 2 - нижний ряд бревен; 3 - рамник; 4 - клинья; 5 - второй ряд бревен.

        Плот представляет собой транспортную единицу, совершающую только один рейс. По прибытии на место плот разбирают и лес используют по назначению. В основном различают два типа плотов: самосплавные управляемые и буксируемые. Самосплав плотов, как и молевой сплав, на судоходных реках запрещен.
        В зависимости от условий реки, по которой сплавляется небуксируемый плот, главным образом от скорости течения и ширины сплавной трассы, изменяется размер плота и способ управления им На бурных узких реках плоты короткие; на носу плота устраивают два-три рулевых весла, называемых гребями, с помощью которых гребцы удерживают плот на нужном расстоянии от берегов и прочих .препятствий. На широких реках со спокойным течением плоты достигают длины 500 м и ширины 40 м. Управление таким плотом достаточно пассивное и состоит в притормаживании его кормы, для чего используются опускаемые на дно с заднего конца плота чугунные грузы-лоты. Останавливают плот с помощью якорей.
        При буксируемых плотах также применяют лоты и якоря, так как даже сравнительно мощные буксиры не могут удержать хвостовую часть плота на курсе, а тем более остановить плот, т. е. фактически буксировщик в значительной степени выполняет функцию руля, удерживая нос плота в нужном направлении. На крупных водоемах (морях, озерах, водохранилищах), где возможно большое волнение, сплав леса осуществляется в так называемых сигарах, представляющих собой сплотку в виде укрупненного пучка бревен, суженного к концам и крепко перевязанного в поперечном и продольном направлениях тросами или цепями.
        На судах перевозят главным образом переработанный лес. Если перевозка осуществляется по внутренним водным путям, то для нее может быть использовано любое грузовое самоходное и тем более несамоходное судно. По морям лесоматериалы транспортируются преимущественно в специальных судах - лесовозах.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ