|
Плавучие причалы представляют собой судно, устанавливаемое у берегового
откоса на якорях и причальных тросах, закре-пленных за расположенные
на берегу причальные тумбы. Причал соединяется с берегом мостиком,
или сходнями. Корпус его изготавливают, как правило, из железобетона,
а переходные мостики - из металла и дерева.
Недостатками плавучих
причалов является необходимость отвода их на зиму в затоны, трудность
механизации погрузочно-разгрузочных работ, большие эксплуатационные
расходы.
Тип стационарного причального
сооружения определяется в основном расположением его относительно
территории порта и поперечным профилем причального фронта, от которого
зависят условия стоянки судов у причала и условия производства перегрузочных
работ.
В портах на внутренних
водных путях наибольшее распространение получили причальные набережные,
примыкающие по к их длине к береговой территории порта. Характерные,
поперечные профили береговых причалов показаны на рис. 21.5. Из
них чаще стараются возводить вертикальные причалы, так как к ним
суда могут подходить вплотную в течение всей навигации. При это
обслуживающие их перегрузочные механизмы имеют наименьший вылет.
|
Рис. 21.5. Поперечные профмп причального
фронта.
а - вертикального; б - откосно-полуоткосного; г - полувертикального;
д - двухъярусного вертикального; е - двухъярусного откосного;
ж - двухъярусного полуоткосного. |
К судоремонтным гидротехническим
сооружениям относятся сухие и наливные доки.
Схема сухого дока приведена
на рис. 21.6. Из него видно, что торцовая стенка камеры дока, обращенная
к портовой акватории, закрывается воротами - плавучим затвором
(батопорт) - или воротами другого типа. Камера дока наполняется
водой через боковые галереи в продольных стенках и освобождается
от воды через насосную станцию. На дне камеры заранее устанавливают
опоры (кильблоки) для докируемого судна. Непосредственно рядом
с доком помещают различные мастерские - а продольные стенки его
оборудуют передвижными кранами. Недостатком сухих доков является
их малая пропускная способность. Этот недостаток устраняется в
наливных доках, дающих возможность доки-ровать несколько судов (рис.
21.7). Как видно из этого рисунка, уровень воды в доке может быть
поднят (налит) насосами до высокого горизонта (ВГ), находящегося
значительно выше горизонта в портовом бассейне. Ремонтный двор окружают
водонепроницаемой бетонной или железобетонной подпорной стенкой.
|
Рис. 21.6. Сухой док.
а - продольный разрез; б - план; в - поперечный разрез; 1
- насосная станция; 2 - стенка головы; 3 - стенка камеры;
4 - кильблоки; 5 - боковая опора; 6 - водопроводная система.
|
Для докирования судов
надо сравнять горизонты в портовом бассейне и в доке, открыть ворота
и ввести судно в док в положение I, закрыть ворота и насосами поднять
уровень воды в доке до горизонта ВГ (при этом судно переместится
в положение II); передвинуть лебедками судно в положение 1, 2, считая
от подпорной стенки; снизить горизонт воды и поставить судно на
кильблоки. Чтобы не всплыли уже ранее установленные суда при вводе
в наливной док очередного судна, ремонтному двору придают уклон
в сторону камеры. Для малых судов применяют также наливные доки
с тележками на ремонтном дворе.
|
Рис. 21.7. Схема наливного дока.
1, 2, n-1, n - суда в порядке их установки на ремонт. |
Тип стационарного причального
сооружения определяется в основном расположением его относительно
территории порта и поперечным профилем причального фронта, от которого
зависят условия стоянки судов у причала и условия производства перегрузочных
работ.
В портах на внутренних
водных путях наибольшее распростп нение получили причальные набережные,
примыкающие по к их длине к береговой территории порта. Характерные,
поперечные профили береговых причалов показаны на рис. 21.5. Из
них чаще стараются возводить вертикальные причалы, так как к ним
cуда могут подходить вплотную в течение всей навигации. При это
обслуживающие их перегрузочные механизмы имеют наименьший вылет.
К судоремонтным гидротехническим
сооружениям относятся сухие и наливные доки. Схема сухого дока приведена
на рис. 21.6. Из него видно что торцовая стенка камеры дока, обращенная
к портовой акватории, закрывается воротами-плавучим затвором (батопорт)-или
воротами другого типа. Камера дока наполняется водой через боковые
галереи в продольных стенках и освобождается от воды через насосную
станцию. На дне камеры заранее устанавливают опоры (кильблоки) для
докируемого судна. Непосредственно рядом с доком помещают различные
мастерские - а продольные стенки его оборудуют передвижными кранами.
Недостатком сухих доков является их малая пропускная способность.
Этот недостаток устраняется в наливных доках, дающих возможность
докировать несколько судов (рис. 21.7). Как видно из этого рисунка,
уровень воды в доке может быть поднят (налит) насосами до высокого
горизонта (ВГ), находящегося значительно выше горизонта в портовом
бассейне. Ремонтный двор окружают водонепроницаемой бетонной или
железобетонной подпорной стенкой.
Для докирования судов
надо сравнять горизонты в портовом бассейне и в доке, открыть ворота
и ввести судно в док в положение I, закрыть ворота и насосами поднять
уровень воды в доке до горизонта ВГ (при этом судно переместится
в положение II); передвинуть лебедками судно в положение 1, 2, считая
от подпорной стенки; снизить горизонт воды и поставить судно на
кильблоки. Чтобы не всплыли уже ранее установленные суда при вводе
в наливной док очередного судна, ремонтному двору придают уклон
в сторону камеры. Для малых судов применяют также наливные доки
с тележками на ремонтном дворе.
|
|