ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел четвертый. ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ

ГЛАВА 21. Речные порты


        Плавучие причалы представляют собой судно, устанавливаемое у берегового откоса на якорях и причальных тросах, закре-пленных за расположенные на берегу причальные тумбы. Причал соединяется с берегом мостиком, или сходнями. Корпус его изготавливают, как правило, из железобетона, а переходные мостики - из металла и дерева.
        Недостатками плавучих причалов является необходимость отвода их на зиму в затоны, трудность механизации погрузочно-разгрузочных работ, большие эксплуатационные расходы.
        Тип стационарного причального сооружения определяется в основном расположением его относительно территории порта и поперечным профилем причального фронта, от которого зависят условия стоянки судов у причала и условия производства перегрузочных работ.
        В портах на внутренних водных путях наибольшее распространение получили причальные набережные, примыкающие по к их длине к береговой территории порта. Характерные, поперечные профили береговых причалов показаны на рис. 21.5. Из них чаще стараются возводить вертикальные причалы, так как к ним суда могут подходить вплотную в течение всей навигации. При это обслуживающие их перегрузочные механизмы имеют наименьший вылет.


Рис. 21.5. Поперечные профмп причального фронта.
а - вертикального; б - откосно-полуоткосного; г - полувертикального; д - двухъярусного вертикального; е - двухъярусного откосного; ж - двухъярусного полуоткосного.

        К судоремонтным гидротехническим сооружениям относятся сухие и наливные доки.
        Схема сухого дока приведена на рис. 21.6. Из него видно, что торцовая стенка камеры дока, обращенная к портовой акватории, закрывается воротами - плавучим затвором (батопорт) - или воротами другого типа. Камера дока наполняется водой через боковые галереи в продольных стенках и освобождается от воды через насосную станцию. На дне камеры заранее устанавливают опоры (кильблоки) для докируемого судна. Непосредственно рядом с доком помещают различные мастерские - а продольные стенки его оборудуют передвижными кранами. Недостатком сухих доков является их малая пропускная способность. Этот недостаток устраняется в наливных доках, дающих возможность доки-ровать несколько судов (рис. 21.7). Как видно из этого рисунка, уровень воды в доке может быть поднят (налит) насосами до высокого горизонта (ВГ), находящегося значительно выше горизонта в портовом бассейне. Ремонтный двор окружают водонепроницаемой бетонной или железобетонной подпорной стенкой.


Рис. 21.6. Сухой док.
а - продольный разрез; б - план; в - поперечный разрез; 1 - насосная станция; 2 - стенка головы; 3 - стенка камеры; 4 - кильблоки; 5 - боковая опора; 6 - водопроводная система.

        Для докирования судов надо сравнять горизонты в портовом бассейне и в доке, открыть ворота и ввести судно в док в положение I, закрыть ворота и насосами поднять уровень воды в доке до горизонта ВГ (при этом судно переместится в положение II); передвинуть лебедками судно в положение 1, 2, считая от подпорной стенки; снизить горизонт воды и поставить судно на кильблоки. Чтобы не всплыли уже ранее установленные суда при вводе в наливной док очередного судна, ремонтному двору придают уклон в сторону камеры. Для малых судов применяют также наливные доки с тележками на ремонтном дворе.


Рис. 21.7. Схема наливного дока.
1, 2, n-1, n - суда в порядке их установки на ремонт.

        Тип стационарного причального сооружения определяется в основном расположением его относительно территории порта и поперечным профилем причального фронта, от которого зависят условия стоянки судов у причала и условия производства перегрузочных работ.
        В портах на внутренних водных путях наибольшее распростп нение получили причальные набережные, примыкающие по к их длине к береговой территории порта. Характерные, поперечные профили береговых причалов показаны на рис. 21.5. Из них чаще стараются возводить вертикальные причалы, так как к ним cуда могут подходить вплотную в течение всей навигации. При это обслуживающие их перегрузочные механизмы имеют наименьший вылет.
        К судоремонтным гидротехническим сооружениям относятся сухие и наливные доки. Схема сухого дока приведена на рис. 21.6. Из него видно что торцовая стенка камеры дока, обращенная к портовой акватории, закрывается воротами-плавучим затвором (батопорт)-или воротами другого типа. Камера дока наполняется водой через боковые галереи в продольных стенках и освобождается от воды через насосную станцию. На дне камеры заранее устанавливают опоры (кильблоки) для докируемого судна. Непосредственно рядом с доком помещают различные мастерские - а продольные стенки его оборудуют передвижными кранами. Недостатком сухих доков является их малая пропускная способность. Этот недостаток устраняется в наливных доках, дающих возможность докировать несколько судов (рис. 21.7). Как видно из этого рисунка, уровень воды в доке может быть поднят (налит) насосами до высокого горизонта (ВГ), находящегося значительно выше горизонта в портовом бассейне. Ремонтный двор окружают водонепроницаемой бетонной или железобетонной подпорной стенкой.
        Для докирования судов надо сравнять горизонты в портовом бассейне и в доке, открыть ворота и ввести судно в док в положение I, закрыть ворота и насосами поднять уровень воды в доке до горизонта ВГ (при этом судно переместится в положение II); передвинуть лебедками судно в положение 1, 2, считая от подпорной стенки; снизить горизонт воды и поставить судно на кильблоки. Чтобы не всплыли уже ранее установленные суда при вводе в наливной док очередного судна, ремонтному двору придают уклон в сторону камеры. Для малых судов применяют также наливные доки с тележками на ремонтном дворе.


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ