ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел четвертый. ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ

ГЛАВА 19. Обеспечение судоходных условий на внутренних водных путях


19.2. Путевые работы на свободных судоходных реках

        Из отмеченных в п. 19.1 различных видов путевых работ наиболее простым и широко распространенным является использование судоходной обстановки, т. е. средств навигационного оборудования, обозначающего направление, границы и габариты (глубины и ширины) судовых ходов, а также регулирующего очередность движения судов в местах, где это необходимо по условиям плавания. Однако для повышения объема водных перевозок важно не только иметь сведения о состоянии пути, но и по возможности активно его улучшать, в первую очередь увеличивая гарантированные судоходные глубины.
        Основным способом увеличения и поддержания судоходных глубин и других габаритов судового хода в настоящее время является дноуглубление - удаление грунта с судового хода механическими средствами. Такими средствами являются землесосы, многочерпаковые и одночерпаковые дноуглубительные снаряды. Дноуглублением выполняются судоходные прорези, преимущественно подводные, в пределах перекатов как на транзитных судовых ходах, так и вне транзита - на подходах к портам и пристаням, у входов в затоны и т. п. Судоходные прорези бывают эксплуатационные и капитальные.
        Эксплуатационные прорези, на которые в настоящее время приходится большая доля дноуглубительных работ, выполняют для обеспечения на перекатах в течение всей нави ции заданных габаритов судового хода. Их подразделяют на восстановительные и ремонтные.
        Капитальные прорези делают для создания новых судоходов на перекатах с недостаточными радиусами закруглений судового хода, со свальным (поперечным) течением или неустойчивым судовым ходом, на котором поддерживать необходимые глубины эксплуатационным дноуглублением затруднительно и требуются большие объемы работ. Капитальные прорези выполняют также для спрямления излучин рек и углубления несудоходных рукавов.
        Судоходные прорези должны обеспечивать безопасные и удобные условия прохода по ним судов и плотов, а для этого прорези Должны иметь на всем протяжении принятые для участка реки габариты - глубину, ширину и радиусы закруглений. Выбор трассы эксплуатационной прорези представляет сложную гидротехническую задачу и во многом зависит от типа переката (рис. 19.1).


Рис. 19.1. Расположение дноуглубительных прорезей.
а - на перекате-перевале; б - на перекате с затонской частью; в - на сложном перекате; г - на перекате-россыпи; 1 - урез воды; 2 - плёсовая лощина; 3 - песчаная отмель; 4 - прорезь; 5 - затонская часть; 6 - дамба.

        Способом дополнительного увеличения судоходных глубш в реках является их подпитывание в межень попусками из водохранилищ, создаваемых на притоках или в верховьях рек. В дореволюционное время регулирование стока рек носило отраслевой характер, т. е. водохранилища предназначались в основ ном для улучшения судоходных условий. Примером такого водохранилища может служить Верхневолжское (полезным объемов 0,47 км3), которое поддерживает кратковременными навигационными попусками судоходные глубины на Волге выше г. Калинина.
        В современных условиях, как неоднократно отмечалось, использование рек носит комплексный характер и создаваемые на них гидротехнические узлы преследуют цели одновременного удовлетворения запросов различных отраслей водного хозяйства. Примером может служить увеличение судоходных глубин на Дону ниже Цимлянского гидроузла комплексного назначения (водный транспорт, гидроэнергетика, орошение засушливых земель на левобережье Дона). Более подробно вопросы учета потребностей водного транспорта при комплексном использовании рек рассматриваются ниже (см. п. 19.3).


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ