ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

ДАЛЕЕ



Раздел первый. ПЛОТИНЫ

ГЛАВА 7. Деревянные плотины и плотины из прочих строительных материалов



        Деревянными плотинами называются такие, в которых нагрузка от воды и других факторов воспринимается в основном деревянными конструкциями, а устойчивость против сдвига обеспечивается закреплением деревянных частей в основании, нагрузкой их балластом в виде земли, камня и другими средствами.
        Деревянные плотины, как правило, устраивают водопропускными (водосливными); глухие деревянные плотины применяются очень редко, так как они оказываются даже в лесистых местностях дороже глухих земляных или каменно-набросных плотин.
        Рассматриваемые плотины сооружаются:
        а) главным образом в целях улучшения лесосплава на небольших лесосплавных реках;
        б) иногда в связи с устройством небольших ГЭС или в тех или других интересах сельского хозяйства.
        Основной породой дерева в плотиностроении является сосна как наиболее распространенная и стойкая в условиях переменной влажности.
        Положительными качествами древесного строительного материала, содействовавшими широкому применению его в плоти-построении, являются: легкость обработки и простота конструкций, упругость, малая чувствительность к колебаниям температуры, хорошая сопротивляемость размывающему действию воды, сравнительная дешевизна.
        Недостатком дерева являются: деформативность древесины (усушка, коробление и снижение ее прочности под влиянием влажности); трудность конструирования элементов, работающих на растяжение; сгораемость; подверженность гниению и разрушению вредителями. Последнее обстоятельство наиболее важно, так как до 10 - 15 лет сокращает срок надежной службы сооружения, хотя при своевременном ремонте верхних частей плотины срок этот может быть доведен до 25 лет и более. В целях борьбы с гниением дерево в соответствующих местах конструкции пропитывается антисептиками.
        Флютбет деревянной плотины устраивается по одному из следующих типов:
        1) свайный, в котором нагрузка от воды воспринимается в конечном счете сваями, забиваемыми в грунт основания;
        2) ряжевый, в котором нагрузки передаются стенкам ряжей;
        3) контрфорсный, аналогичный железобетонным контрфорсным плотинам.
        Свайный флютбет (рис. 7.1) состоит из понура, водобоя, слива и рисбермы и образуется рядами свай, забитых в грунт основания и перекрытых сверху деревянными полами, под которыми уложена загрузка (балласт). Балласт служит для обеспечения водонепроницаемости понурной и водобойной частей, для защиты основания от суффозии, а также для обеспечения сопротивления всего сооружения сдвигу.


Рис. 7.1. Поперечный разрез свайного флютбета.

        В целях борьбы с фильтрацией в подземный контур сооружения обычно вводят два шпунтовых ряда: понурный и королевый, причем последний является основным и важнейшим. Максимальный напор на плотине со свайным флютбетом обычно не превышает 2-3 м.
        Ряжевые флютбеты представляют собой бревенчатые или брусчатые ящики, заполненные балластом и прикрытые сверху деревянным настилом. Горизонтальным усилиям они сопротивляются своим весом, благодаря которому создается по основанию необходимая для сопротивления сдвигу сила трения.
        Ряжевые флютбеты устраивают на скальных и нескальных основаниях, причем если последние недостаточно плотны и допускают забивку свай, ряжи ставят на сваи (на свайный ростверк) и флюбет носит название свайно-ряжевого, или, как его еще называют, русского типа (рис. 7.2).


Рис. 7.2. Свайно-ряжевый флютбет русского типа.

Максимальный напор на плотине с ряжевым флютбетом составляет 10 - 15 м, а в исключительных случаях достигает 20 - 22 м. Контрфорсные плотины по допустимым на них максимальным напорам занимают промежуточное положение между свайными и ряжевыми плотинами.
        Гидравлические расчеты водосливных деревянных плотин, а также расчеты их подземного контура осуществляются так же, как и соответствующие расчеты бетонных плотин (см. выше); расчеты прочности отдельных деревянных элементов плотины выполняют по правилам строительной механики, изучаемой в технических вузах в курсе "Инженерные конструкции".


ВЕРНУТЬСЯ

НА ГЛАВНУЮ

В НАЧАЛО

ДАЛЕЕ